ДЮ — чум, древнейшее
жилище кочевника
Комп. графика Коваль А.П.
Строение дю (чума)
Сначала ставят остов чума из гладко обструганных
жердей. Обычно это три, четыре жерди, [которые обвязывают вверху
тонкими корнями или тальниковыми прутьями]. Затем на них накладываются
другие жерди, тоже гладкие и без сучьев. Общее количество
жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров чума и
количества людей, проживающих в этой семье.
Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием
(летом оно тонкое ровдужное или берестяное), предварительно привязав
один конец покрытия к остову чума, а второй конец — после, натягивая
его.
На концах покрытия имеются тесемки для привязок. После этого натягивают
верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон
покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на
противоположной стороне от дверей.
Внутри чума расположение следующее:
слева от дверей находится женское место со всеми
кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится
место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и
других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках
(игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы,
дощечки для кройки меха и др.)
Справа от двери — место для детей или ближайших
родственников.
[За костром, напротив двери, расположено место для гостей
— малу], а когда их нет, место для хозяина чума, где он в
ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом,
ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и
прочее.
Рядом с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие
необходимые для мужчин инструменты.
Летом в чуме костер обычно не разжигают, только
кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в
дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в
чуме.
(в квадратных скобках примечание АК)
Источники: Монахова З.В. "Урикит
инин. Жизнь стойбища". Красноярск: "Сибирский промысел", 2002.
Пикунова З.Н. "Картинный словарь эвенкийского языка".
— СПб.: отд-ние изд-ва "Просвещение", 1999 — 191 с.
Источник: http://tvsh2004.narod.ru/ethnos/mkult_ev1.html |