НАРОДНОЕ ИСКУССТВО РУССКИХ В
ПРИКАМЬЕ.
Русское население формируется в Прикамье в 16-17 вв. После
присоединения этих земель к Московскому государству происходит
заселение сев. р-нов Прикамья выходцами с русского Севера – Вологды,
Архангельска, Тотьмы. Поэтому сев. традиции прослеживаются в
орнаментации икон, скульптур, рукописных книг, в предметах нар.
искусства. Основные виды крестьянского искусства, распространенные в
Прикамье: нар. архитектура, резьба и роспись по дереву, ткачество и
вышивка, керамика, литье и ковка, тиснение и роспись по бересте,
плетение из корня.
В 18 – нач. 19 в. получает распространение «малярный» промысел в
Соликамском, Пермс., Кунгурском, Чердынском уездах. Росписью украшается
крестьянская утварь – сани, дуги, деревянная посуда, лагуны, прялки,
веретена, вальки, коромысла. Расцвет нар. росписи в Прикамье
наблюдается в кон. 19 – нач. 20 вв., когда большое распространение
получают расписные интерьеры крестьянских изб. Росписью украшаются
различные части интерьера: двери, потолки, заборки-перегородки, грядки,
стены подпорожья, доски полатей, мебель. Наиболее популярные мотивы
росписи: образ цветущего сада с «древом жизни» и райскими птицами,
изображение зверей, сказочных персонажей, цветов. Метафорический и
магический смысл росписей зародился во времена древних земледельческих
культур. Один из популярных типов росписи – «обвинская» роспись, для
которой характерно преобладание растительного орнамента («обвинская
роза», «процветшее яблоко»), контрастность фона и изображения,
сочетание свободного кистевого мазка и графической прорисовки,
локальность цвета.
Широкое распространение в Прикамье получила резьба по дереву. Это
домовая резьба – наличники, подзоры, оформление крыльца и ворот;
предметы утвари – прялки, швейки, набелки, трепала, солоницы, посуда.
Типы резьбы, распространенные в Прикамье: контурная,
трехгранно-выемчатая, рельефная, скобчатая, пропильная. В орнаментике
были распространены языческие и христианские мотивы. В широком
бытовании солониц, вырезанных в виде уточек (Чердынский р-н,
Коми-округ), барашка (Очерский р-н), отразились древние культы
поклонения животным и птицам.
Повсеместно изготавливались берестяные туеса, которые использовались в
крестьянском быту для хранения воды, молока, кваса. Сформировались
традиции декоративного оформления туесов, которые украшались росписью
или тисненым орнаментом, нанесенным специальными штампами.
Повсеместно бытовала крестьянская утварь, выполненная в технике
плетения из елового и соснового корня. Большое распространение это
ремесло получило в Чердынском р-не, где плели из корня солонки, миски
для выкатывания хлеба, коробки с крышками разнообразных размеров
(корноватики), сундучки.
Один из древнейших видов нар. искусства, распространенный в Прикамье –
ткачество, которое издавна было связано с натуральным хозяйством и
необходимостью изготовления одежды для всей семьи. Основные виды
ткацкого сырья – лён (выращивался в обл. до сер. 20 в.) и овечья
шерсть. На ручном ткацком станке («красна», «кросна») ткали холст для
крестьянской одежды, пестрядь для изготовления мужских и женских рубах,
юбок. В кон. 19 – нач. 20 вв. широко бытовал косоклинный сарафан-дубас,
сшитый из холщевой ткани, украшенной набойкой, выполненной местными
мастерами-синильщиками. Виды ткачества, распространенные в русских
деревнях: браное (полотенца, скатерти), ремизное (рубахи, полотенца,
скатерти), закладное (половики). В орнаментике тканых полотенец 19 –
нач. 20 вв. сохранились традиции древнего геометрического орнамента
(перекрещивающиеся ромбы, стилизованное изображение матери-берегини,
«древа жизни»). Тканые полотенца были связаны с брачным ритуалом
подношения хлеба новобрачным, с погребальным ритуалом; по традиции
полотенцем украшали «красный угол» крестьянской избы.
Большое развитие в Прикамье получила нар. керамика. В изделиях гончаров
Прикамья отразились традиции русской нар. керамики: в
форомообразовании, техн. исполнении, декоративном оформлении. Черепаны,
как здесь называли гончаров, делали керамическую посуду целыми семьями,
а нередко, и деревнями, занимаясь при этом привычным трудом
земледельца. Типы гончарной посуды, бытовавшей в Прикамье: корчаги,
горшки, кувшины, латки, уксусники, формы для киселя, сливочники, чашки
и т. д. Использовались различные техники декоративного украшения
сосудов: «обварка», «задымление», покрытие поливами. Сосуды покрывали
тисненым и рельефным орнаментом, росписью ангобом, оплетали берестой.
Были распространены различные мотивы геометрического и растительного
орнамента. Наиболее крупные центры производства керамики в кон. 19 -
нач. 20 вв. были в Кунгурском, Пермском, Чердынском, Соликамском,
Оханском, Осинском уездах.
Автор
Федотова Ирина Павловна
Источник http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804215928&idParentObject=
|
Фрагмент росписи лопасти
прялки-точенки.
Рубеж 19 -20 вв. На синем фоне лицевой стороны лопасти написано
цветущее дерево, у основания петух, по сторонам - женская, мужская
фигуры и орнамент. Цвета росписи: красный, черный, белый, желтый.
Очерский р-н, д. Верхняя Талица, Шилова К. А. ,1976.
Дуга, фрагмент. Рубеж 19 - 20 вв.
Дерево, резьба; масло, окраска, роспись. На зеленом фоне - резной
орнамент, красные ягоды и листья. Цвета росписи и окраски: белый,
красный, черный, бронзовый. Чердынский р-н, д. Печинки, 1976. (Перм.
государственная художественная галерея).
Лагун. Начало 20 в. Обвинская
роспись.
Дерево, бондарная работа; масло, окраска, роспись. На зеленом фоне
стенок и крышки написаны обвинские розы. Цвета росписи: красный, белый,
желтый, черный. Обручи красные. Ильинский р-н, 1933. Передан из Перм.
краевед. музея в Перм. государственную художественную галерею.
Прялка. Начало 20 в.
Александровский р-н, в. Верх-Яйва.
Валек. 1840-1860-е гг., г. Пермь.
Павлов И. Дверь, роспись филенки.
1909. Соликамский р-н, д. Малая Вильва.
Скульптура, птица-лебедь на шесте.
19 в. Пермский р-н, с. Ляды.
Шкаф двухпоставной. Сер. 18 в.
Реставрация 1973 г. Дерево, столярная работа; масло, окраска, роспись.
Резьба окрашена желтым. На рамах верхнего яруса - красный и золотой
растительный орнамент. На боковинах и дверках нижнего яруса на
оливково-зеленом и синем фонах написаны растительные побеги, розы,
тюльпаны. Цвета росписи: желтый, красный, зеленый. коричневый, белый.
г. Соликамск, 1917. (Перм. областной краевед. музей).
Сундук. 1883. Роспись вятского
типа.
Дерево, столярная работа; масло, окраска, роспись; 44х85х53,5. На
крышке и передней стенке по красно-оранжевому фону написан
геометрический орнамент. Цвета росписи: белый, оранжевый. черный.
зеленый.Кочевской р-н, д. Кышка, Останина Е. И., 1977. (Перм.
государственная художественная галерея).
Припечная доска. 19 в. Дом
Немытова А. М. На голубом фоне - цветы, птицы и волнистые дорожки.
Чердынский р-н, д. Демина.
Фрагмент росписи доски заборки.
Рубеж 19 - 20 вв. На Чердынский р-н, д. Березово.
Прялка, роспись лицевой стороны
лопасти. Рубеж 19 - 20 вв. Ординский р-н, д. Красный Ясыл.
Велосипед. Первая половина 19 в.
Абрамов
С. М. Дерево, резьба, точение; сталь, ковка: масло, окраска, роспись;
116х160х60. Рама в виде головы и туловища коня вырезана из одного куска
дерева. По светло-коричневому фону нарисованыглаза, ноздри, грива,
сбруя. За седлом крепился конский хвост. цвета росписи: красный, синий,
черный. Ильинский р-н, д. Тихоновщина. (Ильинский районный краев.
музей).
Фрагмент росписи дверки шкафа двухпоставного. Рубеж 19 - 20 вв. На оранжевом фоне дверок написано
дерево с птицами. Цвета росписи: красный, зеленый, синий, белый, черный. Чердынский р-н, д. Мелехина. (Перм. государственная
художественная галерея).
|