Колыбель народов ханты и манси
gototopgototop
Translator
Поделитесь мнением
Как Вы отвечаете на вопрос "А не жалко ли берёзку?"
 

Люлька народов ханты и манси

Колыбель (манс. — бпа; сев.-хант. — онтып; вост-хант. — амтэв). Известны несколько видов детских К., отличающихся функционально: берестяные К. изготовлялись женщинами, деревянные — мужчинами. Хантыйская ночная К. — берестяная прямоугольная коробка с невысокими стенками, для прочности скреплённая по верхнему краю черёмуховым обручем, манс. ночные К. из бересты имели овальную форму, расширяющуюся к изголовью, плоское дно и стенки выкраивались отдельно. У александровских и салымских ханты изготовлялись деревянные ночные К. с низкой вертикальной спинкой, у манси — берестяные ночные К. с низкой спинкой-надставкой или со спинкой, выполненной из одного куска бересты с дном. Дневные К. из бересты были широко распространены у северных манси и ханты. Они имели полуовальное дно, высокую полуовальную спинку, расположенную почти под прямым углом, и невысокие стенки, скреплённые с помощью деревянных ободов и кедрового корня. Внешняя сторона спинки и стенок берестяная К. орнаментировалась техникой скобления. Деревянные дневные К. известны у северных и восточных ханты. Их зашнуровывали так же, как и берестяные. Над изголовьем крепилась тонкая черёмуховая дуга для полога. К спинке и бортам привязывали ровдужные или верёвочные петли, при помощи которых подвешивали К. на специальном крюке. В антисептических целях в К. помещали берестарший вкладыш-коробку с хорошо впитывающими влагу берёзовыми гнилушками, поверх клали подшейный волос оленя Люлька народов ханты и мансиили мох. Для новорождённого изготовлялась особая зыбка из старой бересты — пуклен савун (хант. — вместилище для пуповины) или няврэм сан (манс. — ребёнка сосуд). Повитуха (пукын анки — мать пуповины) обмывает младенца водой с растёртой в ней чагой и впервые укладывает в люльку. До отпадения пуповины младенец считается особенно нечистым, находящимся во власти духов земли. Обряд очищения роженицы и ребёнка проводит алтэм-анки — носящая мать. Она перекладывает ребенка в новую люльку, прежнюю относит в лес. Алтэм анки берёт К. с ребёнком на руки и трижды прыгает через костёр. За ней следует мать, призывая поочерёдно духов неба (Санг) и земли (Пугос). Приблизившись к дому, алтэм анки трижды постукивает спинкой К. в дверь. Затем ставит К. с младенцем у очага или в передний угол дома. Дневная К. называется «верхней» (нум амтэв), ночная — «нижней» (ыл амтэв). До появления зубов и имянаречения (вселения в тело верхней души лил') младенческая плоть, по верованию, является предметом вожделения духов нижнего мира. Без К. ребёнок беззащитен, его нельзя класть на голый пЛюлька народов ханты и мансиол или землю. Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички, а на спинке К. иногда вырезают крест. Манси добавляют к этому кусок хрусталя — «чистого камня». Выносить К. из дома и заносить её полагается спинкой (головой) вперёд. Не следует передавать люльку через порог. Если ребёнок благополучно взрослеет и выходит из К., её хранят и предназначают следующему новорождённому в семье. Если «счастливая» люлька обветшает, её уносят в лес и подвешивают на берёзу («верхнее» дерево). К. умершего ребёнка оставляют в лесу под кедром («нижним» деревом).

Лит.: Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов (восточная гр.). Томск, 1985; Фёдорова Е. Г. Ребёнок в традиционной мансийской семье // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988.

Е. В. Перевалова. 

 Источник http://hmao.kaisa.ru/object/1809300413?lc=ru

Обновлено (24.06.2011 20:30)