НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ. Автор Т. Л. Сысоева.
gototopgototop
Статьи о народном искусстве

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ. Автор Т. Л. Сысоева. 

Перм. губ. входила в число самых обширных и богатейших губерний России. В 19 в. ее территория составляла не только площадь современного Перм. края, но включала и значительную часть земель, принадлежащих ныне Свердловской обл. Ее природные богатства составляли полноводные реки, могучие леса, многочисленные природные ископаемые.
Активное заселение края русскими началось в 16 в. и продолжалось в 17 и 18 столетиях. Первоначальный, и наиболее мощный поток, заселения двигался с Европейского Севера (Вологодская, Архангельская, Вятская земли) . Он принес традиции, которые и сегодня ощущаются в планировке жилища, резьбы по дереву, формах гончарной посуды, ткачестве и некоторых других видах нар. искусства. Кроме северных переселенцев были выходцы из центральной России и Поволжья, чьи традиции также влияли на формирование местной нар. культуры, которая впитывала в себя и традиции финно-угорских народов, живущих в Прикамье.
Возникшие в 16 в. города (Орел-городок, Усолье, Нижние-Чусовские городки и др.), монастыри и, прежде всего, основанный Строгановыми, Пыскорский монастырь, имели для экон. и культурного развития края огромное значение на протяжении нескольких столетий. С 18 в. Урал стал крупнейшим в стране центром металлургической промышленности. Города-заводы: Добрянский, Очерский, Курашимский, Чермозский и многие др. имели значение не только промышленных, но и культурных центров.
Все эти факторы оказали влияние на формирование своеобразных художественных традиций Западного Урала, чья культура являлась неотъемлемой частью общерусской.
С отменой крепостного права вся российская экономика, в т. ч. и Перм. губ., получила мощный толчок в своем развитии. Отныне крестьяне могли свободно заниматься различными ремеслами, продавать свои изделия на рынке, получая дополнительный заработок. Перм. губ. отмечалась как область, в которой мелкие кустарные заведения получили очень широкое распространение. Если до 1865 г. их насчитывалось всего 424, то к 1895 г. общая численность мастерских составила 8884, а в нач. 20 в. было зарегистрировано 12789 мелких кустарных заведений. Среди огромной массы промыслов, а всего их насчитывалось до 57 видов, были и те, которые в своем развитии опирались на местные традиции нар. искусства. Это - гончарный, столярный, кузнечный, синильный, бурачный, токарный, ткацкий и некоторые др. Особенно широкое развитие промыслы получили в центральных уездах губернии – Пермском, Кунгурском, Оханском, Осинском, чему способствовало занятие населения земледелием, дающее зимой свободное время, а также близость торговых путей, широкого рынка сбыта. В сев. уездах – Чердынском и Соликамском – ремесла, как и прежде, существовали в недрах патриархального крестьянского хозяйства. Но в каждой волости были мастера, снабжавшие своих односельчан кузнечными и гончарными изделиями, резными и точеными прялками, ткацкими станками, берестяной и деревянной утварью.
Изучение крестьянских промыслов началось в кон. 19 в. Активная работа в этом направлении проводилась Перм. губ. земством, которое тщательно фиксировало бытование ремесел в каждой волости. Сегодня известно не только их разнообразие, но название деревень, где жили ремесленники, продукция, которую они выпускали, сведения о том, где брали сырье, на каких рынках продавали свой товар, сколько рабочих было в мастерской. Порой сохранились имена мастеров, иногда известна даже история возникновения промысла. На каждую крупную кустарно-промышленную выставку, а они проходили в г. Екатеринбурге (1887), г. Казани (1890), г. Санкт-Петербурге (1902), г. Омске (1911) Перм. губ. предоставляла наиболее интересные образцы ремесленного труда.
Не стремясь, сознательно, к созданию произведений искусства, нар. мастера, работая так, как работали их деды и прадеды, достигали в изготовлении простых утилитарных предметов подлинного совершенства. Резной рубель, расписная прялка, тканое полотенце, лепной горшок в полной мере отразили представление русского человека о красоте и гармонии.
Следуя логике развития, мелкая кустарная промышленность, пережив свой расцвет, стала вытесняться крупным производством. На смену ткани домашнего изготовления приходит фабричная материя, глиняная посуда заменяется металлической и фаянсовой. Первая мировая война, революции, Гражданская война, образование колхозов разрушили вековой уклад крестьянской жизни. Многое исчезло безвозвратно, хотя отдельные ремесла сохранились, этого требовала сама жизнь. Удаленность от промышленных районов, бедность общей массы населения заставили сохранять и гончарную посуду, и берестяную утварь, а в некоторых районах еще и в 1950-е гг. носили домотканую одежду.
Благодаря государственной поддержке в Советский период получил развитие промысел резьбы по мягкому камню в Ординском р-не, производство керамических изделий в г. Кунгуре, ткачество, на основе коми-пермяцкого орнамента, в г. Кудымкаре. В народе были живы многие художественно-ремесленные навыки: дома украшались резьбой, женщины ткали половики, вышивали полотенца и вязали узорные варежки. Некоторые мастера еще помнили как сплести из ивы корзинку или сделать берестяной туесок.
Новый слом экон. и общественных отношений, вызванный «перестройкой», разрушил прежнюю систему существования в государстве нар. искусства и художественных промыслов. Казалось возврат к рыночным отношениям, а именно они вызвали в 19 в. бурное развитие нар. промыслов, должен был и сейчас благотворно повлиять на них. На первых порах так и произошло. Возникло множество кооперативов и частных предпринимателей, обратившихся к резьбе по дереву, обработке камня, бересты, металла, производству тканых и вязаных изделий на основе нар. традиций. Но вскоре большинство из них прекратили свое существование. Виной тому и отсутствие продуманной политики по отношению к мелкому и частному предпринимательству, и неготовность рынка, заполненного импортным ширпотребом, воспринять традиционные изделия, и смена эстетических ориентиров. И все же многие традиции еще живы, в чем убеждают выставки, ярмарки нар. мастеров, продукция художественных салонов.
Нар. искусство синкретично по своей природе, и поэтому является предметом изучения и собирания как этнографических, так и художественных музеев. В Перм. крае интереснейшими коллекциями обладают краевед. музеи районных центров – городов Соликамска, Чердыни, Очера, Березников и др. Крупнейшие собрания хранятся в Перм. обл. краевед. музее, Архитектурно-этнографическом музее «Хохловка», Перм. государственной художественной галерее. Многолетнюю исследовательскую и науч. работу проводит Перм. государственный ун-т. 

Литература:

Попов Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии сообразно начертанию Санкт-Петербургского Вольного Экономического Общества, сочиненное в 1802 и 1803 году в г. Перми. В 2 ч. Пермь, 1804. Ч. 1. 400 с.; Ч. 2. 403 с.;

Очерк состояния кустарной промышленности в Пермской губернии. Пермь: Тип. губ. зем. управы, 1896. 366, 233 с.;
Красноперов Е. И. Кустарная промышленность Пермской губернии на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в г. Екатеринбурге, в 1887 г. Вып. 1-3. Пермь: Перм. губ. земство, 1888-1889.
- 3 т. (Работы Статистического бюро, учрежденного при Пермской губернской земской управе);
Каталог коллекции по кустарной промышленности Пермской губернии на всероссийской кустарно-промышленной выставке 1902 г. в С. Петербурге. Пермь 1902.;
Мелкие промышленные заведения Пермской губернии. Пермь: Электротип. Перм. губ. земства, 1908. 236 с.;
Краткий очерк кустарных промыслов Пермской губернии / Кустар. отд-ние Перм. губ. земской управы. Пермь: тип. Губ. земства, 1909. 109 с.;
На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноур. крестьянства XVII-XX вв. / [В. А. Александров, И. В. Власова, И. А. Кремлева и др.]; отв. ред.: д. ист. н. В. А. Александров; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. 350 с., [8] л. цв. ил.: ил.

Источник http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804212137&idParentObject=1803791648

Обновлено (29.03.2011 20:09)